Урок чистоты
«Водоёмы Спасского района»
Подготовила и провела классный руководитель 10 класса Кривоногова Р.Л.
Цель урока:
Закрепить в сознании учащихся необходимость бережного отношения к
окружающей среде.
Задачи:
Обратить внимание учащихся на:
1. взаимодействие человека с окружающей средой.
2. экологические проблемы (загрязнение воздуха, воды), и их решение;
3. необходимость и полезность воспитания в себе экокультуры.
4. соблюдение правил поведения на природных объектах.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, видеоролики.
Ход урока
Учитель: Доброе утро, ребята! В нашей школе сегодня проходят уроки чистоты.
- А с чем ассоциируется у вас это слово «чистота»?
(возможные ответы детей: чистота рек, дома, улицы, леса....)
-Для чего нам нужна эта чистота?
( для того, чтобы жить, чтобы добиваться своей цели, чтобы творить....Чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений.)
-Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса. С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью водоемов или величественными громадами гор! Все это нам щедро дарит планета Земля. Давайте, ребята, мы сейчас на минуту прикоснёмся к живой природе и насладимся её красотой. ( используется видео- и- аудио запись природы с пением птиц, журчанием ручейка...)
- Да, природа дарит нам много радости, а взамен просит только одного – бережного, доброго отношения. Чтобы сохранить природу для наших потомков, мы должны хорошо ее знать и хозяйствовать на планете разумно.
В последнее время активная деятельность человека приводит к все более заметному изменению окружающей среды.
- Давайте вспомним о чём мы уже говорили на уроках чистоты?
(об особо охраняемых природных территориях Татарстана, о чистой воде, о Спасском заказнике...)
Что такое особо охраняемые природные территории? ОПТ ( участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения)
- Какие виды ОПТ сюда относятся?) (государственные природные заповедники,
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
- Назовите некоторые ОПТ (Волжско-Камский заповедник, природный национальный парк Нижняя Кама, большое количество заказников, такие как Ашит в Атнинском районе, Спасский и др.)
- Что мы можем вспомнить о В-КЗ, а о Спасском Заказнике?
- «Чистая вода»- так назывался один из последних наших уроков чистоты, а тема сегодняшнего урока «Водоёмы Спасского района»
Эпиграфом нашей работы могут служить следующие слова
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И для того, чтобы этого не случилось, мы и проводим такие наши уроки.
Вы, конечно обратили внимание на то, что в этом году их у нас было гораздо больше, чем в прошлые годы, т.к., как мы знаем, что 2013 год был объявлен годом экологической культуры, как в Российской Федерации, так и в Республике Татарстан. Сегодня мы можем подвести предварительные итоги нашей работы.
Ученик: Главной целью Года было обеспечение прав каждого человека на благоприятную окружающую среду и были направлены на решение следующих проблем:
- использование современных систем газоочистки с помощью наилучших доступных технологий;
- утилизация промышленных отходов;
- водоснабжение как путь снижения ущерба водным объектам.
В России и РТ были разработаны программы мероприятий, направленных на защиту и охрану окружающей среды.(краткий рассказ о проведённых мероприятиях в районе и школе)
Учитель: Совсем недавно в Москве прошёл IV- Всероссийский съезд по охране окружающей среды, на котором было зачитано приветствие нашего президента В.В. Путина. Давайте послушаем и посмотрим этот видеоролик и скажем, какую оценку он дает уходящему году. (Ответы учащихся)
- Почему?
(«...Экология — тема и важная, и сложная. Здоровье, самочувствие, благополучие человека находятся в тесной взаимосвязи с состоянием окружающей среды...»)
- В нашей школе ведётся огромная работа по охране окружающей среды. У нас работает много талантливых и творческих учителей, и учится много талантливых и креативных детей, и об их проектно-исследовательских работах мы сегодня будем говорить. Тема «Водоёмы родного края».
Сообщение о водных пространствах Татарстана: Проблема чистой воды актуальна во всем мире. Татарстан – одно из самых социально-экономических развитых регионов страны. Также республика является самым многоводным субъектом в бассейне Волги.
Качество поверхностных вод Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, крупных рек Татарстана характеризуется как «грязные».
В Татарстане для питья используется вода из поверхностных и подземных источников. 80 процентов населения Казани пьют воду из Волги. Крупнейшее в Европе Куйбышевское водохранилище на этой реке является главным питьевым резервуаром для столицы.
Острой проблемой являются сточные воды. Стоки, попадающие в реки, содержат в себе бензин, керосин, топливные и смазочные масла, бензол, толуол, ксилолы, жирные кислоты, фенолы, глицериды, стероиды, пестициды и металлорганические соединения.
Хоть республика и имеет более 100 биологических очистных сооружений, ежегодно в реки, озера республики сбрасывается примерно 700 миллионов кубометров сточных вод с 600 тысячами тонн загрязняющих веществ.Большая часть сточных вод поступает от коммунальных хозяйств. Для очистки этих вод требуются огромные средства и усилия. Фермы, расположенные в сельских местностях вообще не имеют очистных сооружений.
Подземные пресные воды по чистоте одерживают преимущество перед поверхностными. Они характеризуются более высоким качеством и не требуют дорогостоящей очистки, лучше защищены от загрязнения. Поэтому одним из выходов из печально сложившейся ситуации с нехваткой пресной воды является получение воды из подземных источников.
Благодаря воде формируется микроклимат в городе. Сокращение водоемов ведет к пыли, осушению воздуха, а в последнее время стало модно засыпать водоемы для постройки автостоянок, универмагов.
- Группа учащихся школы совместно с учителем географии Назаровой Л.С. работали над проектом «Топонимика водных объектов, Спасского района РТ.» Об этом труде нам расскажут девочки.
- «Сохраним жемчужину города Болгара»- так называется следующий исследовательский проект, которым работала ученица 9класса Кобенячкина Анастасия под руководством учителя биологии Авдеевой Н.Г.( изложение основного содержания работы)
- Прозвучали красивые слова известного поэта. А у нас есть тоже свой юный поэт, он тоже посвятил одно из своих стихотворений любимому уголку природы – озеру Рабига куле.
Гусев Илья:
«Легенда озера»
Водная гладь на солнце блестела,
Лес отражался в чистой воде.
Лебедушка белая на воду села-
Не говорило ничто о беде.
Вдруг выстрел раздался, лебедь упала.
Охотник метнулся к добыче своей.
На месте трофея невеста лежала,
Жених бездыханный упал рядом с ней.
Прошло с той поры лет уж немало,
Эта легенда живет среди нас.
Озеро то Мочилищем стало,
Лыко мочили в нем предки до нас.
Озеро наше очень красиво,
Лежит в ожерелье из белых берез.
А где-то в сторонке плакучая ива
Стоит и не прячет восторженных слез.
Летом Мочилище манит прохладой,
В морозы чарующей сказкой зимы.
Очень соседству мы с озером рады,
С самого детства в него влюблены.
- О своей творческой работе в рамках года окружающей среды расскажет Зенина Света.
( о проведённых мероприятиях и акциях, вносит свои предложения по благоустройству пляжа)
- Наша школа в этом году приняла участие ещё в одном экологическом конкурсе это IV Конкурс социальных и культурных проектов в Республике Татарстан Проект "Мы за чистые озера" (Айдар)
Мы услышали сегодня много интересного и полезного для того, чтобы ещё раз задуматься о том, всё ли мы делаем для сохранения нашей планеты будущим поколениям. Что мы могли бы предложить или сделать, чтобы сохранить наши водоёмы, благоустроить их, чтобы они стали любимым местом жителей нашего города(выслушиваются предложения ребят.)
Заключительный этап
- Очень много сделано, ребята, для сохранения нашей природы в этом году. Год экологической культуры заканчивается, но наша работа продолжается!
Разрешите закончить урок стихами.
«Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться»
В. Солоухин
Спасибо за работу!
Следующая > |
---|